+7 495 008 8452 пн.-пт. 10:00 – 17:00
Загрузка...

Как выяснили в исследовательском агентстве Data Insight, маркетплейсы опережают другие способы продаж по темпам роста. 2020 год стал ярким примером этого тренда в экономике. Конечно, оказали свое влияние карантины. В первом триместре после локдауна свыше 10 миллионов клиентов перешли к заказам товаров онлайн вместо физических покупок.

Если вы еще слабо представляете, что такое маркетплейс, или сомневаетесь, подходит ли такой формат к вашему бизнесу, читайте дальше. Рассмотрим кратко основы виртуальной торговли и сформулируем советы по продвижению на маркетплейсах рунета.

Определение маркетплейса

Маркетплейсом называют виртуальное пространство, где осуществляется цифровая торговля. Это сайт или целая группа связанных между собой порталов, предоставляющих доступ продавцам и покупателям. Обычно такая электронная площадка предоставляет пользователям единый интерфейс, личный кабинет после регистрации, и участники сделок не вникают в технические подробности работы сайтов.

Основные маркетплейсы России

1. Яндекс.Маркет. Раньше Яндекс собирал сведения о ценах и отзывы, теперь активно размещает предложения купить товары или заказать услуги. Постоянная аудитория портала насчитывает около 20 миллионов пользователей.

2. AliExpress. Всемирная площадка на разных языках, где чаще всего продают продукцию промышленных предприятий Китая. В торговле регулярно участвуют 30 миллионов покупателей и продавцов.

3. Ozon. Платформа с широкими возможностями, охватывает самые разные категории товаров. Лидируют такие отрасли, как электроника, бытовые и детские товары. Площадка располагает 7500 пунктами выдачи заказов на территории 7 государств. Аудитория составляет 15 000 000 пользователей.

4. Wildberries. Платформа для продаж широкого профиля, преимущественно промтоваров, одежды, обуви. Распространяется на виртуальное пространство РФ, СНГ и Польшу. 20 000 000 регулярных посетителей.

Зачем нужен маркетплейс

Цифровая платформа выступает в качестве посредника между желающими купить и продать. Как правило, взимает комиссионные выплаты, хотя поначалу с рекламными целями может быть бесплатной.

Цели и задачи маркетплейса следующие:

·       Увеличение количества участников торговли. За счет простоты использования и отсутствия физических ограничений посещаемость быстро растет. Раскрученный портал привлекает миллионы посетителей ежемесячно.

·       Быстрый запуск новых торговых проектов. Ускоряется продвижение, представители молодого бизнеса экономят на старте, снижается порог инвестиций для выхода на широкий рынок, включая международный.

·       Уменьшение расходов на организацию продаж. Многочисленный персонал на местах заменяют дистанционными менеджерами и консультантами.

·       Упрощение логистических процедур. За отдельную плату поставщики недорого арендуют складские помещения, доставляют заказы с близких к покупателям складов.

·       Расширение географического охвата коммерции. Крупные площадки охватывают многие страны, для входа на зарубежные рынки достаточно лишь наладить общение на иностранных языках.

Преимущества и недостатки маркетплейсов

Положительные стороны:

·       Отсутствие собственной инфраструктуры у поставщиков. Не нужны онлайн-кассы, подключение эквайринга для оплаты, работает развитая служба доставки.

·       Удобство использования. Большинство операций совершается за несколько кликов мышкой, с моментальным обменом текстовыми сообщениями при необходимости.

·       Всегда актуальный и работоспособный сайт. Обновлением технической части занимается крупная компания. Администраторы вовремя устанавливают новые модули, модернизируют интерфейс и дизайн страниц.

·       Высокие позиции в результатах поисковиков. Google и Яндекс выдают приоритетные ссылки на позиции в каталогах по названию товаров.

·       Сравнительно низкие цены. Поскольку многие расходы исчезают, можно снизить цену и получить ту же прибыль. К тому же упрощаются валютные операции.

Давайте рассмотрим подробнее, на чем экономят продавцы. Для начала надо раскрутить свой сайт, на что часто уходят месяцы, а значит, потерянная за это время прибыль. Плюс прямые затраты на труд вебмастеров, которые занимаются продвижением в поисковых системах. Маркетплейсы дают готовый ресурс с очень хорошим отношением роботов, составляющих рейтинги. Легко проверить, что набрав в строке поиска название одного из популярных товаров, в первых строках результатов вы получите ссылки на крупные торговые площадки. Главное правильно сформулировать запрос, с участием таких слов, как «купить», что обычно и делают виртуальные покупатели.

Маркетплейс берет на себя финансовые операции. Проверку банковских карт, переводы между платежными системами, перечисление по безналичному расчету. Вплоть до оборота валюты, на что еще надо получить специальное разрешение.

По желанию клиента маркетплейс занимается и логистикой. Достаточно завезти свои товары на склад посредника, и отправкой заказов покупателям займутся сотрудники другой компании. Никаких расходов на поиск работников, социальные выплаты, работу бухгалтерии по начислению зарплаты.

В разной степени маркетплейсы также предоставляют продавцам инструменты анализа продаж. Легко просмотреть статистику получения заказов, отказов и возвратов. Сравнить, насколько популярны товарные группы, суммировать прибыль.

Отрицательные стороны маркетплейсов:

·       Затрудненная регистрация. От вас потребуют не только ввести паспортные данные с предоставлением персонального кабинета. Еще нужно подать документацию предприятия, подписать клиентский договор, пройти одобрение администрации. Лишь потом сможете выкладывать фото и описания в каталоге.

·       Дополнительные требования. Далеко не всех допускают торговать, чтобы репутация площадки оставалась на высоте.

·       Уплата комиссий и прочие выплаты. Размеры зависят от конкретной платформы. Яндекс.Маркет стабильно берет 2 %. AliExpress не берет ничего за первые 100 заказов или 6 месяцев пребывания, дальше надо платить 6–8 %. Ozon оценивает свое посредничество в 4–15 %. Wildberries получает 5–15 % с продаж.

Стоимость хранения и доставки тоже существенно различается. Стоит тщательно ознакомиться с публичной офертой, чтобы заранее знать, сколько придется платить после заключения договора. Отдельную статью расходов составляет кассовое обслуживание и банковские расчеты.

Следует учитывать, что конкуренция на маркетплейсах достаточно жесткая. Вам не сделают поблажек, будете конкурировать на общих условиях с большим количеством соперников.

Иногда бывают своего рода штрафы. Например, за складское хранение медленно продаваемых товаров. В некоторых случаях заставляют участвовать в акциях, делать скидки. Причем редко предупреждают заранее, так что увильнуть от обязанностей проблематично.

Подходит ли маркетплейс для вашего бизнеса

Маркетплейсы отлично подходят для продажи материальных ценностей, будь то сырье, полуфабрикаты или готовая продукция. От стройматериалов до ракетных двигателей, если это разрешено законом, и вы не нарушаете авторские права. Но данный канал продаж пока мало применим в сфере услуг, за редким исключением. Как минимум потому, что большая часть услуг оказывается по месту нахождения исполнителя. Если вы в состоянии работать дистанционно, тогда другое дело. Но для местных «мастеров» больше подходят локальные городские сайты с объявлениями.

Интернет-площадки редко сотрудничают с физическими лицами. Вам понадобится статус если не юридического лица, то хотя бы индивидуального предпринимателя.

Выбирать маркетплейсы лучше по ассортименту товаров. Если куда-то покупатели привыкли заходить за обувью, туда и стоит идти с обувным ассортиментом. Как и на физическом рынке, существуют свои «павильоны». Но чрезмерное количество конкурентов нежелательно. Оцените сперва, насколько ваши товары конкурентоспособны, можете ли сделать скидку, улучшить выбор, продавать более качественные вещи. Иначе клиенты полностью уйдут к соперникам, наладившим комфортные условия для покупателей.

Желательно заранее подсчитать, сколько в целом придется платить данному маркетплейсу за обслуживание. Учитывая все комиссии, стоимость хранения с доставкой, вероятные штрафы и убытки от принудительных скидок. Составьте примерную смету и просчитайте, потянет ли бизнес такой расклад. Если затраты слишком большие, подумайте, насколько можно поднять цены, чтобы совсем не отпугнуть покупателей.

Если продаете редкие и специальные товары, как скажем, корм для попугаев, маркетплейсы редко бывают хорошим местом для продаж. В таких случаях лучше поискать специализированные сайты, куда привыкли заходить владельцы экзотических птиц. Универсальные платформы ориентированы на материальные товары самого широкого употребления.

Для маркетплейсов характерно наличие стабильных небольших расходов, независимо от того, продаются ваши товары или нет. Поэтому выходить, таким образом, на рынок стоит лишь из расчета на постоянную интенсивную торговлю. Тогда обязательные выплаты, как за хранение товара, будут покрыты прибылью.



Назад в раздел

Подписаться на новые материалы раздела:
Загрузка...